
Если честно, до сих пор встречаю проектировщиков, которые путают, когда действительно нужен синхронный двигатель, а когда можно обойтись асинхронным. Особенно для дробильных установок — там момент запуска критичен, но не все это учитывают.
На нашем производстве в Гуйяне до сих пор сохранился цех с советскими токарными станками 1980-х. Как ни странно, для обработки валов роторов они дают погрешность в 2-3 мкм, тогда как новые китайские аналоги — стабильно 5 мкм. Пришлось оставить три таких станка специально для асинхронный двигатель серии АИР 160.
Помню, в 2019 пробовали перейти на полимерные подшипниковые щиты — дешевле и легче. Но при тестовых запусках на вибростенде крепления статора дали трещины на 15-й минуте. Вернулись к чугунным, хотя себестоимость выросла на 7%.
Сейчас для синхронный двигатель СДН2-15-41-УХЛ2 используем только медные обмотки — аллюминиевые при перегрузках в 115% плавились у заказчика в Красноярске. Пришлось компенсировать убытки за свой счет.
В 2021 пытались внедрить систему удаленного мониторинга вибрации. Датчики ставили немецкие, но при -25° в Норильске электроника отказывала. Выяснилось, что конденсаторы на платах не рассчитаны на русскую зиму.
Для тестовых испытаний асинхронный двигатель 5АМ250 строили спецстенд с имитацией песчаной бури. После 300 часов работы песок забил воздушные зазоры до критических 0.8 мм вместо допустимых 1.5 мм. Пришлось переделывать систему охлаждения.
Самое сложное — балансировка роторов для двигателей на 3000 об/мин. Научились только после того, как пригласили специалиста с Уралэлектротяжмаша. Оказалось, наши расчеты не учитывали термоусадку меди.
Подшипники Йонгли с завода-соседа берем с 2015 — поначалу были проблемы с геометрией наружных колец. Сейчас их цех в 500 метрах от нашего, поэтому можем оперативно заменять брак.
Для статоров высоковольтных двигателей используем изоляцию класса Н — закупаем у 'Искры' из Екатеринбурга. В 2022 были задержки поставок из-за санкций, пришлось на месяц перейти на китайские аналоги. Результат — два возврата от 'РусГидро'.
Медный провод для обмоток теперь берем только с Кольской ГМК — у них стабильное качество. Хотя в 2020 пробовали уральскую медь — при намотке автоматика постоянно рвала провод из-за микродефектов.
При установке синхронный двигатель на цементный завод в Воркуте забыли учесть вибрации от дробильного оборудования. Через полгода пришлось менять щиты подшипников — появились усталостные трещины.
Для морских платформ делали двигатели с усиленной защитой от соли. Применили порошковую покраску по ГОСТ 9.307-89, но через год все равно появились очаги коррозии. Сейчас тестируем катодную защиту.
Самая частая ошибка монтажников — невыдержанность соосности при установке муфт. Даже при отклонении в 0.05 мм через 2000 часов работы появляется биение вала. Приходим обучать их лично.
Когда ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи еще называлась 'Гуйян Хайдвелл Машинери', мы собирали только асинхронные двигатели до 100 кВт. Первый синхронный двигатель на 630 кВт собирали полгода — не хватало опыта в настройке системы возбуждения.
Сейчас на headwayer.ru можно увидеть наши последние разработки — например, взрывозащищенные исполнения для шахт. Но в каталоге нет главного: мы до сих пор используем ручную протяжку обмоток для особо ответственных двигателей. Автоматика не чувствует натяжения провода.
В цеху экономического развития района Сяохэ сохранили участок ручной балансировки — для единичных заказов. Инженеры с 30-летним стажем там работают, новых не обучаем — слишком дорого.
Пытались внедрить систему ЧПУ для обработки корпусов — но для мелкосерийного производства это нерентабельно. Оказалось дешевле нанять еще двух токарей.
Для синхронный двигатель нового поколения пробовали использовать постоянные магниты — но неодимовые сплавы слишком дороги. Пришлось вернуться к электромагнитному возбуждению.
Сейчас главная проблема — кадры. Молодые инженеры не понимают, почему нельзя просто скачать параметры двигателя из базы данных. А ведь каждый экземпляр нужно индивидуально тестировать под нагрузкой заказчика.