
Вот ведь какая штука – все в институтах учат, что синхронный двигатель переменного тока идеален для приводов компрессоров, но никто не говорит, как обмотки горят при неправильном подборе частотника. На нашем производстве в Гуйчжоу через это прошли, когда в 2015-м поставили партию двигателей на вентиляционные установки.
Если брать конкретно наши наработки с синхронный двигатель переменного тока, то у ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи была история с перегревом подшипниковых узлов. Сделали капремонт для цементного завода в Свердловской области – там ротор биение дал всего через 2000 часов работы. Разбираем, а оказывается, завод-изготовитель сэкономил на системе охлаждения.
Кстати, про подшипниковый завод Йонгли – мы там как-раз брали комплектующие для ремонта якоря. Там есть нюанс с посадкой крышек подшипников, который в техдокументации не указан. Приходится на месте подбирать зазоры, иначе вибрация появляется на высоких оборотах.
Вот сейчас на сайте headwayer.ru выложили техотчет по этой проблеме – там как раз про тепловые деформации статора. Но честно говоря, некоторые моменты пришлось убрать, чтобы конкуренты не повторили наши доработки.
Самый больной вопрос – это система возбуждения. Помню, в 2018 переделывали схему для дробильного комплекса – заказчик требовал использовать тиристорные возбудители старого образца. В итоге три месяца ушло на то, чтобы согласовать параметры с регулятором напряжения.
Инженеры из Гуйяна тогда предлагали перейти на современные инверторные системы, но заказчик уперся – мол, проверенная схема. Пришлось искать компромисс: оставили тиристоры, но поставили дополнительную защиту от переполюсовки.
Кстати, именно после этого случая мы на ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи начали вести базу типовых решений. Сейчас на headwayer.ru в разделе документации можно найти некоторые наработки, но полную версию мы не выкладываем – коммерческая тайна.
В прошлом году на обогатительной фабрике в Кемерово ставили синхронный двигатель переменного тока на шаровую мельницу. Там особенность – пусковые моменты запредельные. Пришлось пересчитывать магнитную систему, стандартные решения не подходили.
Интересно получилось с системой охлаждения – заказчик требовал воздушное охлаждение, хотя по расчетам нужна была жидкостная. В итоге пошли на хитрость: сделали гибридную систему с принудительной вентиляцией и теплообменниками. Работает уже полтора года, пока нареканий нет.
Кстати, этот проект мы вели совместно с инженерами из района Сяохэ – они как раз специализируются на системах охлаждения для тяжелых машин. Их наработки по тепловым режимам очень пригодились.
Чаще всего проблемы возникают из-за неверного центрирования валов. Как-то раз на монтаже в Новосибирске пришлось переделывать фундаментные болты – монтажники не учли тепловое расширение. Двигатель сдвинулся на 3 мм всего за неделю работы.
Еще запомнился случай с заземлением. В том же проекте не сделали отдельный контур заземления для возбудителя – в результате наводки с силовых кабелей вывели из строя блок управления. Пришлось экранировать все кабельные трассы.
Сейчас в ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи для таких случаев разработали чек-лист по монтажу. Не идеальная система, но хотя бы базовые ошибки отсекает.
Если говорить о будущем синхронный двигатель переменного тока, то все идет к использованию постоянных магнитов. Но тут своя головная боль – с поставками редкоземельных металлов проблемы. Китайские производители то поднимают цены, то вводят ограничения.
Мы в провинции Гуйчжоу экспериментировали с различными сплавами, но пока идеального решения нет. Либо стоимость завышена, либо температурная стабильность не та.
На сайте headwayer.ru есть наши исследования по гибридным системам возбуждения – комбинируем электромагниты и постоянные магниты. Решение спорное, но для некоторых применений вполне рабочее.
Сложнее всего стыковать синхронный двигатель переменного тока с частотными преобразователями. Особенно когда речь идет о старом оборудовании – там и гармоники, и резонансы, и Бог знает что еще.
Помню, на бумажной фабрике в Архангельске пришлось полностью менять систему управления – старые релейные шкафы не справлялись с поддержанием синхронизма. Сделали на базе PLC, но пришлось повозиться с настройкой ПИД-регуляторов.
Сейчас для таких случаев ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи держит штат программистов АСУ ТП. Без этого сейчас никуда – один hardware не решает всех проблем.
В целом если подводить черту – синхронный двигатель переменного тока вещь надежная, но требует понимания физических процессов. Не тот случай, где можно слепо следовать инструкциям. Каждый объект приходится изучать отдельно, иначе потом разгребаем последствия.