
Когда говорят о синхронный реактивный двигатель производители, многие сразу представляют гигантов вроде Siemens или ABB, но реальность куда сложнее. На деле, даже китайские производители вроде ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи могут дать интересные решения, хоть и с нюансами.
Синхронный реактивный двигатель — это не просто модный термин. В отличие от синхронных машин с постоянными магнитами, здесь крутящий момент создаётся за счёт разницы магнитных сопротивлений по осям. На практике это означает отказ от редкоземельных материалов, что критично при нынешних ценах на неодим.
Но многие производители, особенно азиатские, часто упрощают конструкцию, экономя на качестве стали ротора. В ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи, например, в открытых каталогах указаны двигатели с КПД до 94%, но по факту на высоких оборотах наблюдается просадка до 87-89% из-за вихревых токов.
Кстати, их сайт headwayer.ru пестрит заявлениями о инновациях, но когда мы тестировали их образец для конвейерной линии, столкнулись с перегревом при длительной работе на 3000 об/мин. Пришлось допиливать систему охлаждения.
В России спрос на синхронный реактивный двигатель растёт в сегменте насосного оборудования и вентиляционных систем. Но местные производители пока не готовы к массовому выпуску — слишком дорогая оснастка для штамповки шихтованных сердечников.
ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи, сменившее название с ООО Гуйян Хайдвелл Машинери, активно продвигает свою продукцию через дистрибьюторов в Екатеринбурге и Новосибирске. Их двигатели серии SRM-112M часто идут в комплекте с частотными преобразователями, но совместимость оставляет желать лучшего — были случаи резонансных колебаний при разгоне.
Интересно, что их завод в районе Сяохэ использует станочный парк бывшего подшипникового завода Йонгли. Это объясняет, почему в их двигателях хорошая соосность вала, но встречаются проблемы с балансировкой ротора — оборудование для динамической балансировки явно устаревшее.
При выборе синхронный реактивный двигатель производители часто умалчивают о шумности. Из-за пульсаций момента двигатели Headwayer при работе на 1500 об/мин издавали характерный гул на 68 дБ — пришлось добавлять демпфирующие муфты.
Ещё момент: заявленный срок службы 20 000 часов справедлив только при работе в закрытых помещениях с кондиционированием. В цехе с повышенной запылённостью их двигатели требовали чистки каждые 3 месяца — пыль забивала воздушный зазор.
Отдельная история с ремонтопригодностью. Разборка двигателя от Гуйчжоу Хайдвелл — это квест: нужно специальное приспособление для съёма крышек, а подшипники посажены с натягом 0.05 мм, что усложняет замену в полевых условиях.
Цена — главный козырь китайских производителей. Двигатель мощностью 7.5 кВт от Headwayer стоит на 40% дешевле европейского аналога. Но эта экономия может обернуться простоем: у них слабые щёткодержатели в контактных кольцах, при частых пусках-остановах контакты подгорают уже через 8-10 месяцев.
Любопытно, что в их более новых моделях (после 2020 года) стали использовать керамические изоляторы — видимо, учли нарекания. Но статор по-прежнему собирают из стали марки 35W270, хотя для снижения потерь лучше подошла бы 25W210.
Для применений, где не требуется точное позиционирование, их двигатели вполне работоспособны. Мы ставили на вентиляторы вытяжных систем — там, где допустимы колебания скорости ±5%, отработали нормально.
Сейчас ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи экспериментирует с сегментными роторами для повышения КПД. В прототипах удалось добиться 92% при 1000 об/мин, но массовое производство пока не налажено — дорого.
В России такие двигатели могли бы найти применение в мешалках химической промышленности, где недопустимы искры. Но нужна доработка системы охлаждения — в агрессивных средах их штатный вентилятор из АБС-пластика быстро деградирует.
Вывод: при выборе синхронный реактивный двигатель производители из Китая вроде Headwayer — разумный компромисс для нетребовательных применений. Но для критичных задач лучше переплатить за европейский продукт или закладывать 30% запаса по мощности.