
Когда ищешь электрический мотор сепаратора производитель, часто сталкиваешься с тем, что многие путают обычные промышленные двигатели со специализированными для центрифуг. Разница не только в оборотах, но и в пусковых моментах, и в работе под переменной нагрузкой. У нас на производстве был случай, когда поставили мотор от вентиляционной системы - через месяц подшипники посыпались из-за вибраций.
Скорость нарастания момента - вот что часто упускают. Для сепараторов с прямым приводом нужно, чтобы мотор выходил на рабочие обороты за 20-30 секунд, иначе фазовый сдвиг губит и ротор, и продукт. Помню, на молочном заводе в Подмосковье перегревались обмотки именно из-за этого.
Китайские производители иногда экономят на системе охлаждения. У ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи в этом плане интересное решение - комбинированное воздушное и жидкостное охлаждение для моторов от 15 кВт. Но для масложировой промышленности лучше брать с запасом по температуре.
Частотные преобразователи должны быть совместимы с конкретной моделью мотора. Не все об этом помнят, а потом удивляются, почему выходят из строя подшипниковые узлы. На сайте headwayer.ru есть таблица совместимости, но ее нужно внимательно изучать.
При установке мотора от производитель сепараторов часто не учитывают гибкие муфты. Вибрация передается на раму, появляется биение вала. Мы в таких случаях ставим демпфирующие прокладки из графитовой резины - помогает, но не всегда.
Смазка подшипников - отдельная история. Для высокооборотистых моторов (выше 3000 об/мин) нужно использовать специальные составы, а не обычный Литол. На одном из комбинатов в Татарстане забыли про это - через полгода пришлось менять весь узел.
Термозащита - казалось бы, банальность, но сколько проблем из-за нее! Датчики должны дублироваться, причем один обязательно на выходе из активной зоны. У Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи в моторах от 7.5 кВт стоит трехточечный контроль температуры - разумное решение.
При перемотке статора важно сохранить первоначальные параметры изоляции. Как-то перематывали мотор для сепаратора зерна - после запуска КПД упал на 12%. Оказалось, использовали неподходящий лак для пропитки.
Замена подшипников - кажется простой операцией, но для сепараторных моторов нужны прецизионные модели с классом точности не ниже P6. Иначе биение будет превышать допустимые 0.05 мм.
Модернизация системы охлаждения часто дает прирост в 5-7% к моторесурсу. Мы ставили дополнительные радиаторы на моторы производства ООО Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи - температура снизилась на 8-10 градусов.
На сахарном заводе в Воронежской области ставили мотор на сепаратор свекловичного жома. Через три месяца появился шум - оказалось, производитель сэкономил на балансировке ротора. Пришлось делать динамическую балансировку на месте.
Интересный опыт с мотором от headwayer.ru для сепаратора дрожжей. Там нужны особые условия по влагозащите - стандартный IP54 не подходил. Производитель сделал кастомизированный вариант с дополнительной защитой от паров кислоты.
Сложнее всего с вибродиагностикой. Многие не знают, что для сепараторных моторов нужно проводить замеры в трех плоскостях, причем при разных нагрузках. Мы разработали свою методику, основанную на опыте работы с оборудованием из Гуйчжоу.
Сейчас многие переходят на безредукторные приводы. Это удобно, но требует пересмотра всей системы управления. Производитель электрических моторов должен тесно сотрудничать с разработчиками систем автоматизации.
Тенденция к использованию постоянных магнитов в роторах. Это дает выигрыш в КПД, но усложняет ремонт. Китайские производители, включая Гуйчжоу Хайдвелл Технолоджи, активно развивают это направление.
Системы мониторинга состояния становятся стандартом. Хорошо, когда производитель сразу закладывает точки для подключения датчиков вибрации и температуры. В новых моделях от headwayer.ru это уже предусмотрено.
Лично я считаю, что будущее за модульными конструкциями, где можно быстро заменять отдельные узлы. Но пока большинство производителей, включая китайских, идут по пути унификации, что не всегда оправдано для специфичных задач сепарации.